Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. Польза от такого приобретения – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
Конструктивная деятельность важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки. В процессе конструирования ребенок учится соединению и рассоединению деталей разных размеров и форм, это требует от ребенка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренирует руку, готовя её к письму, а также способствует развитию мышления малыша. Также происходит сенсорное развитие ребенка: он учится различать и называть цвета, формы, размер деталей. Развиваются пространственные представления, ребенок учится ориентироваться в пространстве, на плоскости. Пока кубики в боксе, они даже отдаленно не напоминают готовый результат, но в процессе сборки начинает формироваться постройка, а вместе с ней и наш пространственный интеллект.
Играя конструктором, ребенок учится строить по воображению, строить по схемам, моделям, фотографиям, строить по размеру для конкретного по размеру предмета, строить по инструкции используя наречия, места и пространственную лексику: справа, впереди, внизу, сверху и тд.
Конструктор помогает развивавать креативность и нестандартное мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя с конструктором самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности.
Конструктивные игры развивают внимание, умение планировать и решать проблемы. Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся малышу в школе и во взрослой жизни.
Конструктор так же способствует речи ребенка. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.
Таким образом, конструктивная деятельность позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством взрослого ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.